1.1 Природное и общественное в человеке
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная
.Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче¬ских) задатках, способностях.
Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль¬ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания.
Социальная сущность человеа проявляется, через такие качества как сознание и разум, готовность к труду и творчеству, свобода и ответсвенность.
Биологические отличия человека от животных:
прямостояние, прямохождение;
развитый артикуляционный аппарат (органы речи);
отсутствие плотного волосяного покрова;
большой объём головного мозга (в соотношении с телом);
развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.
Социодуховные отличия человека от животных:
мышление и членораздельная речь;
сознательная творческая деятельность;
создание культуры;
создание орудий труда;
духовная жизнь.
Для характеристики сущности человека используются понятия индивид индивидуаьность личность
Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден¬ные, так и приобретенные в обществе).
Личность - высшая ступень развития человека, на которой он вы¬ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со¬циально значимых свойств и качеств.
К социально значимым качествам личности относятся:
активная жизненная позиция;
наличие собственного мнения и умение его отстаивать;
развитые коммуникативные способности;
ответственность;
наличие образования и т.п.
Структура личности:
социальный статус - положение человека в социальной иерархии;
социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.
Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза-имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.
Социализация личности проходит в два этапа:
1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.
2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.
Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.
Институты социализации - социальные институты, ответст¬венные за социализацию индивида в обществе.
Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализа¬цию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).
Сознание
Важнейшей социальной характеристикой человека является нали¬чие у него сознания.
Существует несколько основных пониманий термина сознание:
совокупность всех знаний человека;
направленность на определенный объект;
самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной дея-тельностью;
совокупность индивидуальных и коллективных идей.
Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.
Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.
Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли¬жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще¬ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар¬тий.
Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу-чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви¬тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).
Формы общественного сознания передаются из поколения в поколе¬ние и активно воздействуют на жизнь общества.
Соотношение индивидуального и общественного сознания.
Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.
Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз-действием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.
Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди-видуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные эле-менты, достижения индивидуального сознания.
Особо выделяют массовое сознание - совокупность представле¬ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отра¬жающее отношение к определенным социальным фактам.
Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осознаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием).
Отличия бессознательного от сознания:
слияние субъекта с объектом;
отсутствие пространственно-временных ориентиров;
отсутствие механизма причинно-следственных связей.
Самосознание - определение человеком себя как личности, спо¬собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ¬ственность.
Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).
Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании.
Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление лич-ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.
Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.
Социальное поведение - целенаправленная активность в отноше¬нии других людей.
Социальное поведение становится возможным при условии успеш¬ной социализации личности.
Вопросы и задания на повторение.
1.Раскройте биосоциальную сущность человека.
2.В чём состоят основные отличия человека от животного?
3.Выделите основные признаки понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
Вопросы из открытого банка заданий ЕГЭ.
Человек и общество
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
1. Природе : экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.
2. Здоровью людей: ...
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Типология общества
1. Выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. У Платона, Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В...
1.16 Понятие общественного прогресса
Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.
Необратимость – это...
1.15 Мораль
1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей;
2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей.
Нравственность – принципы реального практического поведения...
1.14 Искусство
1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство – особая подсистема духовной сферы...
1.13 Религия
Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных...
1.12 Образование, его значение для личности и общества
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Основным...
1.11 Наука
Наука
1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека.
2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе,...
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Культура – 1) в широком смысле – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
2) в узком смысле – процесс активной творческой...